Максим Калашников
ДЕЛО «ЛЖЕНАУЧНЫХ ЛЮМИНОФОРОВ»
- Это – инфракрасная подсветка от оптического прицела, - пояснил собеседник, вручая мне металлическую трубку, - включите ее. А теперь попробуйте навести на покрытие стола. Вы видите пятно света?
- Нет, не вижу. И не должен. Ведь наш глаз не воспринимает инфракрасные лучи, - улыбаюсь в ответ.
- Хорошо! – ответил мой визави. – А теперь направьте прицел сюда, на пакетик с белым порошком.
На белом, похожем то ли на сахарную пудру, то ли на кокаин порошке в целлофановом мешочке четко вырисовалось зеленое световое пятнышко…
Так началось мое журналистское расследование, каковое назову просто: делом «лженаучных люминофоров».
АНТИСТОКС В ДЕЙСТВИИ: ТАЙНЫЕ ПЕЧАТИ НА НАШИХ ДЕНЬГАХ
- Это – порошок, который фосфоресцирует в инфракрасных лучах. Он не смывается и сохраняется даже при сжигании материала, на который был нанесен, - поясняет мне собеседник, коего назовем Академиком. – По правилу Стокса, это невозможно. Вернее, это еще сравнительно недавно считалось невозможным…
Он мажет мне ничтожной толикой порошка рукав пиджака. Потом просит оттереть пятнышко, похожее на меловое, щеткой. Стирается, кажется, все. Но инфракрасный луч именно на этом месте моего рукава вновь зажигает зеленую люминисценцию. Но стоит передвинуть луч – и зайчик исчезает.
Академик наносит порошок на ватный диск. Потом сжигает его. Но и почерневшие остатки ваты светятся зеленым, когда на них направляешь инфракрасный фонарик. Изобретатель при мне действует на порошок и спиртом, и кислотой. Черт, он все равно люминисцирует!
Оказывается, Академик есть буквально в каждой большой купюре: этим порошком обрабатывают углы крупных дензнаков РФ. Сам вытащил тысячную ассигнацию и посветил инфракрасным излучателем для ночного прицела на левый и правый угол купюры (на стороне, где изображен памятник Ярославу Мудрому). Точно, фосфоресцирует.
Черт, этим самым можно метить деньги, провоцируя чиновников на взятки! Нужно только натереть порошком купюры. И пусть даже чинуша получит деньги через посредника: его руки потом будут светиться под инфракрасным фонарем.
Это – антистоксовы соединения, читатель. С весьма сложной историей, которую я и хочу поведать.
СДЕЛАЙТЕ НАМ НЕУНИЧТОЖИМУЮ МЕТКУ…
Все началось с совещания в бывшем НИИ КГБ СССР, а ныне – Институте криминалистики ФСБ РФ. Правда, на момент начала истории ФСБ еще называлась ФСК – Федеральной службой контрразведки. Тогда спецы госбезопасности спросили: а можно ли сделать такую метку, что ничем не выводится и позволяет скрытно опознавать своих людей или предметы издали? Так, чтобы приехав в Лондон, на Трафальгарскую площадь, скажем, могли бы обнаружить своего человека не по журналу «Тайм» (или «Огонек») в руке, а по некоей невидимой метке. Или другой вариант: нужно кого-то незаметно пометить. Ну, прошел агент мимо, невзначай коснулся рукава «подопечного» - и эта метка, незримая для окружающих, не будет ни очищаться щеткой, ни смываться дождем, ни сгорать в пламени, ни растворяться в кислотах или щелочах.
Академик по дурной своей привычке заявил: можно! И потом, когда отступать было некуда, начал решать «нерешаемую» задачу.
( Read more... )( Read more... )